Когда ребенок заговорит?

игра мамы с малышомВы с нетерпением ждете первое слово малыша. Однако как скоро это случится в большей мере определяется вами. Чтобы освоить азы родной речи, ему потребуется около 3 лет. Постепенно кроха сможет распознавать слова, выстраивать короткие предложения, и, наконец, будет выражать свои желания


не только обращаясь к жестам и звукам. Конечно, с течением времени малыш будет совершенствовать полученные знания и навыки. Но самым важным периодом является первый год. Не торопите его, ведь совсем скоро он обязательно порадует своими забавными умозаключениями.
Тренировка для первого слова

Поначалу взрослая речь для малыша - это сплошная абракадабра, он воспринимает ее лишь как набор звуков. Во всем этом разнообразии ему помогает сориентироваться интонация, с которой к нему обращаются родители. По мере развития кроха начинает выделять из потока речи слова, затем коротенькие фразы. Слух, зрение, мимика являются главными спутниками первого слова, они проходят этапы совершенствования. Малыш вот-вот заговорит...
  • В 1,5-2 месяца новорожденный гулит. Из его кроватки доносится много разнообразных звуков: агу, бу-у, абу.
  • В 3-4 месяца малыш "поет": аль-ле-е-ла-а-а-лы-агы-ы-ы. Кроха подолгу "играет" со звуками, объединяя знакомые звуки.
  • На 5-6 месяце у крохи появляется лепет. Он уже может повторять за родителями и произносить слоги: ма, па, де, ба, ля.
  • К 9-12 месяцам часть малышей уже произносит первые слова. Но если малыш не спешит осваивать речь, в этом нет ничего страшного. К году жизни в словаре малыша может быть 2-3 слова, а может и 15-20. Строгих критериев нет.
    мама с грудничком смотрят в книжку

Получилось предложение!

Обычно на втором году жизни кроха аппелирует уже 40-60 словами. Это время для нового этапа освоения речи - он учится строить фразы. Сначала короткие и простые: "Мама, ам-ам", что уже становится прогрессом. Малыш знает названия предметов, поэтому в речи использует в основном существительные.

В это время пора строить диалог, поэтому чаще спрашивайте, о том, кто нарисован на картинке и как говорит котенок. Для малыша это игра, поэтому он с удовольствием будет отвечать.
С 1,5 года малыш уже будет готов воспринимать смысл изложенного в книжке. Поэтому читайте и рассматривайте с ним иллюстрации. Карапуз отлично разбирается в интонации, поэтому знает, что тоненький голосок принадлежит белочке, а грубый - медведю. Вслед за героями пытается повторять. Занятиями по развитию речи кроха способен заниматься без устали. Поэтому к концу второго года его словарь насчитывает 100-300 новых слов.

Побеседуем?

Очередной год - и новые успехи. В лексиконе малыша слов в 3-4 раза больше! В вашей семье завелся маленький "говоруша", который засыпает маму с папой вопросами и с удовольствием что-то рассказывает бабушке. В речи он умело соединяет глаголы, существительные, прилагательные и предлоги. Предложения уже получаются доволько сложные. Ребенок с легкостью повторяет новые слова, хоть и не всегда правильно, и даже придумывает свои. Этот период быстро закончится, поэтому записывайте оригинальные словечки, которые вы по прошествии нескольких лет будете перечитывать с умилением.
мама читает книжку малышу

Мамины занятия

С ребенком необходимо разговаривать. Во время бесед учитывайте важные правила.
Обращаясь к крохе, смотрите прямо в глаза. Ему важно видеть ваше лицо и следить за мимикой. Во время общения может потрогать вас рукой. Выражение "читает по губам" относится как раз к таким случаям. Если не поймет, как проговаривают слово взрослые, самостоятельно ему станет труднее его произнести.

Комментируйте крохе свои действия, называйте окружающие предметы: игрушки, мебель, посуду, одежду. Он на удивление быстро запомнит их "имена". Показывайте картинки животных и рассказывайте как они общаются между собой: "лягушка коротко квакает: ква-ква, корова протяжно мычит: му-у-у".

С ребенком нельзя сюсюкать и коверкать слова, превращая в "детские". Малыш нуждается в восприятии четкой и грамотной речи. Не стоит распространять это правило на сугубо детские слова, например, "ам-ам", "ва-ва". Они самые легкие, поэтому, малыш пользуется ими, чтобы быстрее выразиться, а взрослый мог правильно понять его.
книга муха цокотуха корнея чуковского

Советы родителям

Желание общаться возникает у малыша, когда он сытый, сухой, ему комфортно и рядом сидит мама. Обращайтесь ласково, малыш обязательно вам ответит! Помогают в формировании речи веселые игровые занятия - они очень эффективные.
  • Пальцем водите по детской ладошке расказывая историю о сороке-вороне. По окончанию сказки погладьте каждого "птенчика". Устраивайте пальчиковые представления, придумывая потешки. Это поможет крохе разговориться, ведь на подушечках пальцев находятся нервные окончания, отвечающие за развитие речи.
  • Чтобы развить артикуляцию тренируйте язычок и губы малыша. Подуйте на перышко, бумагу, погримасничайте, дружно мяукайте или мычите.
  • Поощряйте игры с детскими музыкальными инструментами: дудочками, колокольчиками, барабаном, ксилофоном. Они тренируют слух ребенка. Если есть настоящее фортепиано или гитара, разрешите карапузу испытать их звучание. С их помощью он будет лучше воспринимать звуки, что сыграет не последнюю роль в освоении родной речи.
  • Знакомьте кроху со сказками и стихами известных авторов. Они написаны с большой любовью к детям и понятны им. В примеру, почитайте "Азбуку в стихах и картинках" С. Маршака, сказки К. Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича, Играю с буквами Т. Вульфа, сказки в картинках В. Сутеева.